Текущее состояние рынка электрозаправок в России

В условиях глобального перехода к электромобильности рынок электрозаправочных станций в России обретает всё большее значение. На 2023 год российский рынок электрозаправочных станций находится в стадии активного роста. В стране появляются новые предприятия, разрабатывающие и производящие зарядные станции различной мощности и функциональности.


Развитие этой сферы поддерживается на государственном уровне, что обеспечивает производителям необходимые условия для инноваций и улучшения продукции. Так, согласно планам правительства, к 2030 году каждый десятый выпускаемый в России автомобиль должен быть электрическим — всего 200 тыс. электрокаров.

Распространение электрозаправочных станций в России зависит от множества факторов, в том числе от государственной политики в области электромобильности, экономических стимулов для потребителей и бизнеса, а также от общественного осознания важности перехода на экологически чистые виды транспорта. Важную роль играет и развитие местной компонентной базы, что позволяет снизить стоимость конечного продукта и сделать его более доступным для широкого круга потребителей.

Концепцией развития электротранспорта поставлена задача развития широкой линейки транспортных средств с улучшенными показателями энергоэффективности, работающих на тяговой аккумуляторной батарее. Планируется, что вся производственная цепочка будет локализована в России.

Развитие инфраструктуры для электромобилей идет параллельно с глобальной тенденцией увеличения их числа на дорогах. По распоряжению от 23 августа 2021 г. № 2290-р российские производители на конкурсной основе получают специнвестконтракты на развитие отечественных производств, среди лидеров к 2023 году — Нижегородская область, Татарстан и Краснодарский край. Интерес к новой отрасли растет как со стороны производителя, так и со стороны конечного пользователя, что подтверждается статистикой: в 2022 году число зарегистрированных в России легковых автомобилей на электрической тяге составляло 17,5 тыс. штук, а общее число электромобилей, включая электробусы, пассажирские и грузовые модели LCV класса — около 20 тыс.


В компании Sitronics Group прогнозируют кратный рост сети зарядных станций в России с учетом заявленных проектов по субсидированию их установки — к 2030 году число электрозарядных станций в стране должно вырасти как минимум до 72 тыс.

Ведущие российские компании уже сейчас акцентируют внимание на инновационности продукции. Речь идет о разработке быстрозарядных станций, интеллектуальных систем управления зарядкой, которые позволяют оптимизировать процесс подзарядки и повысить эффективность использования электростанций. Ключевым направлением является создание универсальных зарядных устройств, совместимых с большинством моделей электромобилей.

Важность развития сети электрозаправок для российского рынка

Электрозаправочные станции становятся неотъемлемой частью энергетической инфраструктуры России, обеспечивая связующее звено между традиционными источниками энергии и возобновляемыми. Они способствуют балансировке электросети, поглощая избыточное электричество в ночные часы и распределяя нагрузку в периоды пикового потребления. Это взаимодействие выходит на новый уровень с развитием технологии V2G (vehicle-to-grid), которая позволяет электромобилям не только потреблять энергию, но и возвращать ее обратно в сеть.

Одним из ключевых аспектов эффективности зарядных станций является их совместимость с различными моделями электромобилей. Российские разработчики активно работают над созданием универсальных решений, соответствующих международным стандартам и протоколам зарядки. Это позволяет упростить процесс использования станций для водителей и способствует более широкому принятию электротранспорта в стране.


Выстраивание системы электромобильности может принести такие положительные эффекты, как:

колоссальные заказы для смежных отраслей (производство магнитов, электроники, электрики, батарей и др.) и толчок к их развитию;
создание и развитие сопутствующих производств — от электрозаправок до автомастерских;
восстановление предложения на отечественном рынке авто;
создание новых рабочих мест;
создание мощного экспортного технологического продукта;
рост спроса на электроэнергию;
снижение импорта высокомаржинальной продукции;
повышение экспортного потенциала РФ.
Эксперты предсказывают устойчивый рост рынка электрозаправочных станций в России. Прогнозы основываются на текущих тенденциях роста числа электромобилей, улучшении законодательства и увеличении инвестиций в «зеленые» технологии. Ожидается, что в ближайшие годы рынок будет демонстрировать значительные темпы роста, что подтверждается как увеличением объема продаж электромобилей, так и расширением сети электрозаправочных станций.

Например, число бесплатных зарядных станций для электрокаров на территории Москвы в 2022 году достигло 250 благодаря проекту «Энергия Москвы». В столице работает больше 300 станций, которые могут единовременно зарядить до 200 машин. Их устанавливают в точках притяжения городских жителей — около магазинов, кафе, в спальных районах. Росту числа станций способствовало решение МЧС 1 марта 2022 года, по которому производителям разрешили устанавливать зарядные станции в паркингах.

На рост производства влияют следующие факторы:

Субсидии. Для конечного потребителя важно получение субсидий до 30% стоимости автомобиля при использовании кредитных или лизинговых продуктов согласно постановлению Правительства № 649;
Новая инфраструктура. Совершенствование технологий радикально трансформирует городское пространство и инфраструктуру транспорта. Горожане получат доступ к комфортному, безопасному и экологически чистому транспорту, в то время как города обретут эффективные системы управления — экосистемы;
Экономия и импортозамещение. Также отрасль электромобилей принесет значительную экономическую выгоду, снизит зависимость страны от импорта и улучшит экологическую ситуацию, что позитивно отразится на качестве и стандартах жизни населения.
На сегодняшний день в мире есть ведущие производители электромобилей, но нет компаний, предлагающих полноценные экосистемы электродвижения. Россия обладает всеми необходимыми условиями для выхода на мировую арену в качестве сильного игрока, способного экспортировать не только электромобили, но и комплексные решения экосистемы. Примером подобной деятельности является Госкорпорация «Росатом», которая уже предлагает интегрированные международные услуги по поставке продукции и услуг АЭС, учитывая специфику и требования заказчика.

Госкорпорация «Росатом» активно участвует в развитии отечественной индустрии электромобилей, предлагая широкий спектр национальных разработок — начиная от ключевых компонентов электромобилей и зарядных устройств, включая интегрированные электроприводы, технологии быстрой замены аккумуляторов, и заканчивая основанием совместных предприятий для выпуска различных моделей электротранспорта и обеспечения поставок экологически чистой электроэнергии из атомных и ветровых источников.

Сегмент электробусов представлен тремя ведущими компаниями: ПАО «КАМАЗ», ПАО «ГАЗ» и ООО «Волгабас», которые уже наладили массовое производство этих транспортных средств. Электробусы активно используются в городской инфраструктуре, особенно в Москве, с производственным объемом более 300 единиц в год.

Отдельные проекты электромобилей находятся на разных стадиях разработки. Одним из них является КАМА-1, разработанный Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого совместно с ПАО «КАМАЗ» — первый прототип в рамках платформы электротранспорта, включающей разработку от городских автомобилей до 18-метровых электробусов, соответствующих международным стандартам.

Кроме того, ПАО «ГАЗ» представило электрические «газели» (GAZelle e-NN) в 2020 году. Эти транспортные средства основаны на единой унифицированной электроплатформе, позволяющей выпускать различные модификации коммерческого транспорта. В 2021 году производство было расширено на три модели: фургон-комби, микроавтобус и маршрутный микроавтобус. ПАО «ГАЗ» также планирует разработку собственной компонентной базы для этих автомобилей.

Технические аспекты электрозаправочных станций включают в себя широкий спектр критериев, начиная от мощности зарядки и заканчивая интеллектуальными системами управления зарядом — одним из ярких примеров является разработка компании «Россети», представившей линейку электрозаправочных станций с функциями удаленного управления и мониторинга. Станции оснащены современными системами безопасности и способны адаптироваться к различным условиям эксплуатации.

Позитивные и негативные сценарии развития рынка электрозаправок в России

Развитие российского рынка электромобилей во многом параллельно европейскому тренду, в частности, в отношении изменения баланса между электромобилями (EV) и автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, а также в плане роста зарядной инфраструктуры.

Согласно опросу «Автостата», проведенному в 2022 году, 40% российских автовладельцев (из трех тысяч респондентов) не готовы перейти на электромобили. Пересмотреть свое мнение они могли бы при уменьшении цен на электрокары и их обслуживание, а также при расширении сети зарядных станций и увеличении дальности пробега на одном заряде.

Эксперты указывают на недостаточное развитие зарядной инфраструктуры как на один из ключевых барьеров для роста сектора электромобилей в России. Отсутствие обширной сети быстрых зарядных станций затрудняет дальние поездки на электромобилях, заставляя водителей тщательно планировать маршруты, чтобы обеспечить возможность зарядки в пути.

В целях развития мирового рынка электромобилей рассматриваются три основных сценария:

Инерционный сценарий — 10,2 млн электромобилей в 2025 году и 19,5 млн электромобилей в 2030 году (соответственно 7,3 и 12,5% общего объема рынка автомобилей);
Сбалансированный сценарий — 14 млн электромобилей в 2025 году и 25 млн электромобилей в 2030 году (соответственно 10 и 16% общего объема рынка);
Сценарий ускоренного развития — 45 млн штук в 2030 году (30% общего объема рынка).
Российский рынок пока отстает. С учетом реализации правительственной концепции предполагается, что прогноз потребления электротранспортных средств в Российской Федерации в общей структуре автотранспорта должен составить 10-15%, из которых существенную часть составляют легковые и легкие коммерческие электромобили.

В прогнозе развития рынка электротранспортных средств за основу взяты данные Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по автомобильному транспорту до 2030 года, анализ фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» в партнерстве с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», публичным акционерным обществом «КАМАЗ», автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования «Сколковский институт науки и технологий» и автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка».

Прогноз потребления электротранспортных средств в Российской Федерации рассматривается в трех основных сценариях:

Инерционный сценарий — полное отсутствие стимулирования развития транспорта и инфраструктуры. В этом случае в 2030 году Российская Федерация будет производить порядка 100 тыс. электротранспортных средств и общее количество электротранспортных средств не превысит 540 тыс. штук. Доля электротранспортных средств составит 5% общего объема рынка автомобилей;
Сбалансированный сценарий — сценарий, при котором в 2030 году доля электротранспортных средств в Российской Федерации составит 15% общего объема рынка автотранспортных средств, в 2030 году Российская Федерация будет производить порядка 220 тыс. электротранспортных средств и общее количество электротранспортных средств превысит 1400 тыс. штук;
Сценарий ускоренного развития — проактивная поддержка инфраструктуры, стимулирование спроса и ограничение на использование автомобильного транспорта с двигателем внутреннего сгорания (по такому сценарию двигаются страны Западной Европы, США и Китай). Такой подход позволяет к 2030 году достигнуть 30% рынка, и общий парк электротранспортных средств составит 3,23 млн электромобилей.
При сбалансированном сценарии развития рынка электромобилей и инфраструктуры зарядных станций в России к 2030 году будет необходимо около 144 тыс. зарядных портов, исходя из соотношения 10 электромобилей на одну станцию при общем числе электромобилей в 1,4 млн. Это предполагает, что 60% из них будут медленными зарядными станциями. Важную роль в финансировании строительства таких станций предполагается отвести частному бизнесу.

Однако перспективы рынка электрозаправок в России выглядят оптимистично, учитывая поддержку государства и растущий интерес к электромобилям среди населения. Тенденции потребительского спроса на российском рынке электрозаправочных станций отражают глобальные тренды устойчивого развития и энергетической независимости. С увеличением числа электромобилей в стране возрастает потребность в развитой и доступной зарядной инфраструктуре. Потребители ожидают не только увеличения количества зарядных станций, но и повышения уровня их сервиса, включая сокращение времени зарядки и улучшение пользовательского интерфейса.

Экономическая эффективность зарядных станций тесно связана с их экологической устойчивостью. Российские производители уделяют внимание не только снижению операционных затрат, но и минимизации экологического воздействия. Внедрение зарядных станций, использующих «зеленые» технологии, становится важным шагом в реализации национальной стратегии по сокращению выбросов парниковых газов.

Заключение

Развитие инфраструктуры электрозаправок имеет не только экологическое, но и значительное социально-экономическое значение. Создание новых рабочих мест, снижение зависимости от импортируемых углеводородных ресурсов и улучшение качества городской среды — всё это напрямую влияет на повышение уровня жизни населения и устойчивое развитие экономики страны.

Мировой рынок электромобильности продолжит рост. Уже более 25 стран перешагнули порог в 5% доли продаж электрокаров в совокупных продажах авто — так, доля электромобилей в Европе достигла 30% от всех купленных в 2023 году автомобилей. В России продажи оцениваются в 1−2%, но имеют перспективу роста в 2024.

Рынок электрозаправочных станций в России стоит на пороге значительных трансформаций. Ожидается, что с учетом текущих трендов и планов развития электромобильности электрозаправочные станции станут неотъемлемой частью энергетической инфраструктуры страны.

Успехи в этой области не только укрепят позиции России на глобальном рынке электротранспорта, но и окажут положительное воздействие на экологическую и социальную ситуацию внутри страны.


Источник: electro-energia.ru/electronics/elektrozapravki-rossijskogo-proizvodstva.html

Статьи

Электрозаправки российского производства. Art Electric

Реле напряжения RBUZ

Реле напряжения RBUZ — это устройство, предназначенное для защиты электрического оборудования от перепадов...
Электрозаправки российского производства. Art Electric

Про заземление и зануление для «чайников»

Электрозаправки российского производства. Art Electric

ДЕТЯМ ПРО ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Электрозаправки российского производства. Art Electric

Основные комплектующие для электрощита

Электрозаправки российского производства. Art Electric

Что делать, если не работает теплый пол

Электрозаправки российского производства. Art Electric

Безопасность в электротехнике

Безопасность в электротехнике: меры предосторожности, правила безопасности при работе с электрическими устройствами...
Электрозаправки российского производства. Art Electric

Светотехнические решения для розницы

ArtElectricCorp@yandex.ru          89158097442                                                                                                                                                                                                                                                                

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.